08.11.2017. открытый урок. отчет
Открытый урок русского языка и литературы с разбором лирики Оксимирона
30 октября неисполнительный директор школы НОС Виктор Цатрян совместно с проектом "Семейное образование" провел открытый он-лайн урок русского языка и литературы с разбором лирики Оксимирона и Славы КПСС (Гнойного). На настоящий момент видео собрало около 800 просмотров.
В качестве основы для обсуждения был взят известный баттл Оксимирона и Гнойного. Рекомендуем посмотреть его вместе со своими детьми. Тексты можно почитать по ссылке.

В обсуждении участвовали ученики школы, делились своими взглядами на то, какую идею авторы вкладывали в лирику, почему использовали ту или иную лексику, что примечательного они видят в тексте.

Дети объяснили свой интерес к баттлам: во-первых, это захватывающе и азартно, "как смотреть спортивные поединки вроде бокса"; во-вторых, лирика баттлов универсальна. Она актуальна для современной молодежи, отражает реальное время и близка каждому подростку. Что еще раз доказывает нам, что если мы хотим понимать новое поколение, то нужно понимать культуру, в которой они растут.
Вы построили тайник,
Думали скроете от них свою историю,
Но сорри, бро, я вскрою гнойник!
Есть алхимическая формула: что наверху, то и внизу
Если крысы владеют Словом, то чего вы ждете от слуг?

И в тебе, словно в микрокосмосе,
Отражается слово полностью.
У тебя завистливая назойливость,
Пополам с уязвленной гордостью.

Что еще остается Гнойному?
Вечно троллить, да вечно против быть
Только, сударь, когда вы троллите –
Вы не боритесь, вы мне вторите...
— Oxxxymiron
На уроке мы обсуждали допустимость использования нецензурной лексики в рамках данного жанра и употребление иностранных слов. Мы заметили, что часто употребляемые иностранные слова — это не только дань моде и показатель принадлежности к какой-то группе. Например, Оксимирону иностранные слова помогают наилучшим образом передать смысл: с помощью данных слов он объясняет слушателям явления культуры, которые ранее не существовали и аналогов в русском языке попросту еще не появилось.
Если разбирать тексты Гнойного, то уровень его поэзии заканчивается каламбурами... Если сравнивать Сартра и Оксимирона с точки зрения, кто из них больший творец, я бы выбрал Оксимирона.
— Виктор Цатрян
Какие выводы зрители могут сделать из урока:
  • Кумиры молодежи не "маргинальное быдло", а образованные люди. Нередко они отсылают слушателей к известным произведениям литературы и народного творчества, тонко вплетая в текст цитаты писателей, поэтов или выдержки из древних мифов.
  • Они отлично владеют русским языком, их тексты наполнены смыслом, а зачастую смыслы накладываются один на другой, образуя очень глубокий контекст.
  • Современная культура - это не примитивный язык и исключительно мат. Авторы переплетают разные литературные жанры, их тексты полны красивых речевых оборотов.
  • Текст баттла — не просто набор ругательств в адрес противника. Каждая единица текста наполнена смыслом и идеей. Но понять ее можно только находясь в контексте современной культуры. Без понимания контекста текст становится пусты


Для тех, кто не смог присутствовать на уроке, организаторы проекта "Семейное образование" подготовили запись. В видео все хорошо видно и слышно, поэтому если вы не смогли посмотреть прямую трансляцию из-за технических проблем — смотрите урок в записи. К сожалению, вначале были проблемы со звуком. Мы приносим свои извинения тем, кто подключился к трансляции и не смог посмотреть урок по этой причине.
Made on
Tilda