05.05.2017. МНЕНИЯ
Как измеряется эффективность обучения
Это первый вопрос, который задают родители, узнав, что в нашей школе не ставят отметки. Как оценить, что ребенок узнал, что умеет, если нет дневника с оценками. Можно опереться на результаты школьных аттестаций. Верите ли вы, что они достоверно отображают уровень развития и знания ребенка?

Лика Крючкова
Директор по развитию школы НОС
Сегодня мы с родителями наших потенциальных учеников обсуждали вопрос, как мы меряем знания ученика, если не опираемся на оценки. Как узнать, что ребенок помнит, что умеет, если нет контрольных, тестов, отметок.

К примеру, получил ученик третьего класса пятерку по предмету окружающий мир. О чем это говорит? Что он готовился к контрольной по учебнику, прочел и запомнил ответы на довольно специфические вопросы вроде "какие ты знаешь отрасли сельского хозяйства".

А получил бы он двойку, что бы это значило? Что ребенок не видел учебника, или содержание его, или подача материала учителем были настолько неинтересны, что ученик ничего не запомнил. Говорит ли эта оценка о том, что ребенок не знает ничего об окружающем его мире? Конечно нет. Возможно, человек успел побывать за свои 10 лет в 10 странах, выучить "добрый день" на 5 языках, подоить корову и собрать гербарий из 100 наименований. Но учебник по окружающему миру не открывал.

Ну а если это трояк по русскому? Не все дети одинаково быстро осваивают умение спать всю ночь напролет, прыгать на одной ноге, писать грамотно. Означает ли эта тройка в 10 лет, что человек никогда не будет писать правильно? Нет. Это может означать, что время для понимания языка еще не пришло. Что ребенок волнуется на контрольных. Что у него в силу возраста ограничены возможности концентрации внимания. Что ребенок не видит интересных текстов и не имеет привычки к чтению.
Говорит ли низкая оценка о том, что ребенок не знает ничего об окружающем его мире? Конечно нет. Возможно, маленький человек успел побывать за свои 10 лет в 10 странах, выучить "добрый день" на 5 языках, подоить корову и собрать гербарий из 100 наименований. Но учебник по окружающему миру не открывал.
Так как же мы меряем успех обучения? По прогрессу. Как измерить прогресс?Как мама младенца видит первые улыбки, развивающуюся способность удержать игрушку, так учитель фиксирует, когда ученик легко одолевает чтение десяти страниц текста, хотя еще месяц назад это было для него невозможным. Мы ведем индивидуальный дневник ученика, куда педагоги-предметники и куратор группы заносят информацию о развитии его навыков, о проблемных зонах и зонах ближайшего развития. Так мы понимаем, куда направить усилия, в какие проекты вовлечь ребенка, где подсказать, в чем помочь.

Ребенок запрограммирован на рост и развитие. Его не нужно закармливать фактами, и не нужно вливать в него информацию. Нужно – показывать пример, давать возможности получить свой опыт и усвоить его.

Ну и напоследок, как мы измеряем "качество" взрослого человека, с которым познакомились? Просим показать аттестат? Нет, мы беседуем, узнаем о его образе жизни и карьере, о семье и друзьях. По первому же разговору можно понять уровень развития человека. И по первому совместному проекту мы узнаем о его умениях, личных качествах, знаниях. Ежедневное общение с ребенком, совместные дела и общие интересы скажут родителю несравнимо больше, чем школьные отметки.
Made on
Tilda