29.11.2017. мнение
5 мультфильмов, которые пробудят в детях интерес к истории
Ильяс Асадуллин
преподаватель истории и географии в школе НОС
Сложно представить, что мультфильм может пробудить интерес к самостоятельным научным изысканиям. Однако он может быть подходящим инструментом для того, чтобы показать ребенку сам факт существования других исторических эпох, которые отличались от нашей по множеству показателей: общественная организация, хозяйство, материальная и духовная культура. Мультфильм позволяет охватить все эти отличия значительно быстрее, чем устная речь повествователя, и поэтому более удобен в качестве источника информации.
5 мультфильмов, рекомендуемых к семейному просмотру:
Про хозяйство скотоводов-ханаанеев, древнеегипетскую социальную стратификацию, ирригационные работы.


Про развитие авиастроения, становление японского милитаризма, международные отношения в первой половине XX века.
Тайна Келлс (2009).
Про средневековые монастыри, создание манускриптов, монастырские скриптории.

Про первые орудия труда, начало использования огня, ранние формы религии, искусства, и властных структур.
Про внутрипартийную борьбу, законотворчество, происхождение тоталитаризма и к ульта личности.
В то же время, зритель – ребенок в том числе – часто концентрируются на сюжете, а не исторических особенностях эпохи, в условиях которой разворачиваются действия. В большинстве случаев историческая реконструкция не является самоценной и служит декорацией для драматического или комедийного действа, двигателем которого служат проблемы, понятные современному человеку. Мультфильм, основанный на библейской легенде про Иосифа и его братьев («Царь сновидений») скорее привлекает внимание к темам, существующим вне временного контекста: завить, предательство и прощение – однако, несмотря на это, может служить яркой иллюстрацией жизни древних скотоводов и земледельцев. Впрочем, большинство мультфильмов из предложенного списка действительно дают богатую пищу для расширения исторической эрудиции: их сюжеты связаны с историческими реалиями настолько тесно, что последние невозможно игнорировать.
Hе следует требовать от детей найти свой интерес в сфере, в которой взрослый безусловно разочарован... По-настоящему плодотворным просмотр любого из предложенных мультфильмов будет в том случае, если взрослые зрители сами проявят неподдельный интерес к предложенной теме.
Полезно приобрести привычку неформально обсуждать просмотренное постфактум или в процессе, в семейном или дружеском кругу. Следует развивать формат мышления, посредством которого мы понимаем мотивы и мировоззрение человека другой эпохи, видим мир его глазами. Кто населяет этот мир? На какие группы они делятся? Каковы мои отношения с представителями этих групп? Что хорошо, а что плохо? Стремление ответить на эти вопросы с точки зрения представителей разных эпох составляет важную часть истории. А художественные произведения – в частности мультфильмы – могут послужить хорошей тренировочной площадкой для развития навыка понимания (тренировки по расписанию и окрики тренера не подразумеваются). В них зритель имеет дело с целостным образом персонажа, который не требуется восстанавливать по фрагментам, привлекая материалы многочисленных источников, как зачастую приходится поступать историкам.

Наконец, не следует требовать от детей найти свой интерес в сфере, в которой взрослый безусловно разочарован. Ребенок, окруженный взрослыми, которые безразличны к истории, которые представляют ее как набор заученных фактов и дат или считают ее скрупулёзной и смертельно скучной работой ученных мужей, вероятно, не будет увлечен. По-настоящему плодотворным просмотр любого из предложенных мультфильмов будет в том случае, если взрослые зрители сами проявят неподдельный интерес к предложенной теме. Например, прочитают статью про Келлскую книгу – богато иллюстрированный средневековый манускрипт – и полюбуются многочисленными миниатюрами, которые она содержит («Тайна Келлс» 2009), а потом вернутся к обсуждению с детьми, желая разделить этот, несомненно замечательный опыт.
Made on
Tilda